На сегодняшний день никто не ведет статистику детей, которые стали свидетелями боевых действий на Донбассе. Вот уже год одни из них продолжают видеть взрывы и гибель близких, другие, выехав за сотни километров, не могут забыть страшную картину войны. Особенно тяжело приходится тем, кто остается на линии соприкосновения, и находится в состоянии постоянного стресса и готовности к обстрелам. Многие нуждаются в квалифицированной помощи психологов, становятся замкнутыми и по-взрослому мудрыми. А их неизменным, совсем недетским желанием остается наступление мира. Историей переживания войны маленьким Аркадием из Авдеевки поделилась психолог Гуманитарного штаба Людмила Кабаченко.
8-летний Аркадий был на индивидуальной консультации у специалиста уже несколько раз. Он не пропустил ни единого занятия, всегда заинтересован и активен на занятиях, любит рисовать.
На последней встрече после очередного ночного обстрела, чтобы отвлечься, мальчик вспоминал, что он рисовал в школе в начале каждого учебного года. Это традиционно были зарисовки беззаботных летних каникул. Но этим летом Аркадий никуда из родного города не уезжал. Так сложились обстоятельства в его семье.
«На этой встрече мы решили рисовать рисунок совместно. Основой служил лист, который мальчик предварительно заполнил разноцветными точками, по очертаниям точек мы рисовали каждый свое, включая фантазию. Ребенку в этих точках виделась военная атрибутика. Он перечислял: пистолет, автомат, гранатомет, САУшка... У меня же рисунки были мирные – зверушки, грибочки, удобное кресло», – рассказывает психолог.
«Хорошо, что вы видите в этих точках рисунки не про войну», – таков был вывод Аркадия после осмотра совместной картины. – Раньше я так подробно о войне не знал. Раньше я просто играл в войнушку на компьютере, а теперь слышу все это в своем дворе, когда мы с родителями и старшей сестрой прячемся от обстрелов», – поделился Аркадий.
В конце этой встречи белый лист был заполнен «миром и войной». Аркадий подвел итог: «Хочется рисунков, как у вас. А у меня пока только так...».
«За время моей работы с детьми, они только сейчас начинают открыто говорить о войне. Хотя прошло больше года с начала боевых действий. Очень не хочется называть это адаптацией, но…. Это принятие ситуации, в которой находишься изо дня в день, называется именно так. И взрослеют эти дети гораздо раньше, – рассказывает Людмила. – Задача психологов в этих обстоятельствах – помочь пережить их, восполнить, немного разнообразить такое сложное детство. И сделать это через возможность разобраться в себе и справиться со своим страхом. Дети на занятиях все чаще говорят о себе, о своих желаниях, переживаниях, эмоциях. Только так они могут быть собой, и не теряться в ужасе этой войны. И не устаю повторять: главной опорой для ребенка остаются его родители. Интерес друг к другу ребенка и взрослого всегда был залогом благополучных отношений в семье. А сейчас это залог проживания этого сложного времени войны»